Аромат женщины

Это была не просто коробка духов. Не тривиальный картонный параллелепипед с просунутой внутрь бутылочкой. Коробка была изделием. А внутри на атласной драпировке ложа стояла стеклянная кремлевская башня с притертой стеклянной же пробочкой, запечатанной шелковой витой нитью с кистями. Духи “Красная Москва”. Подарочный вариант.

Меня гипнотизировала эта вещица. Я гладила пальцами изгибы стекла и гладкой ткани, прикладывала ноздри к плотной прорези горлышка: “Бабушка, ну, можно открыть?!.” Бабушка не разрешала.

Недавно одна знакомая всерьез пыталась убедить меня, что “Красная Москва” есть не что иное, как “ворованная” формула “Шанели №5″.  О, ужас. До чего дошел прогресс – спутать лето с зимой, север с югом,  “ар нуво” с конструктивизмом, кружева с нейлоном..! Не заметить разницы между творениями Августа Мишеля и Эрнеста Бо может только тот, чей нос напрочь убит техногенными гайморитами.

“Букет императрицы”, созданный парфюмером Брокара Августом Мишелем для Марии Федоровны – аромат ушедшей эпохи. Композиция натуральных эфирных масел звучала апофеозом роскоши, волшебной сказкой востока, гимном вечной женственности. Первые горьковато-терпкие ноты раскрываются торжественной симфонией царского сада. Основной тон, плотный и зрелый, наполнен цветением тысячи роз, солнечным медом и ночным благоуханием жасмина. Изысканный шлейф ириса с оттенками эротической пряности завершает этот парад иллюзией несомненного превосходства.

Эта пышность всегда была избыточной. Комиссарам в шлемах и кожанках она была чужда. Фабрику Брокара, как водится, национализировали и назвали Замоскворецким мыловаренным заводом №5. Но мечта о несбыточном возродилась, новая жизнь затосковала по красоте. Тут-то и пришелся снова ко двору парфюмер Мишель, все еще надеявшийся поразить Европу своим шедевром. О, нет! – представить в Париже продукцию мыловаренного комбината совершенно невозможно! Если уж Советы хотят что-то показать старому миру, то пусть это будет “Новая Заря” – такое название Мишель предложил для бывшей “Империи Брокара”. Показать хотелось. Потому парфюмера послушались и завод в 22-м году переименовали. И тогда Август Мишель на основе новых уже технологий воссоздал увядший букет.

Букет теперь монументально “окаменел” кремлевской стеной и зазвучал немного иначе. Духи назвали “Красная Москва” и представили международным ценителям. Аромат понравился, был даже отмечен дипломами и медалями. Но модным не стал. Мир, свободный от диктатуры пролетариата, мечтал в ту пору не о прошлом.

Со временем Бывший главный парфюмер “Новой Зари” канул где-то на просторах Сибири. А советским женщинам остались духи “Красная Москва”. Как незаконное очарование мифа. Как утешение мирра и ладана в неживом пространстве исторического материализма.

… А Эрнест Бо не стал дожидаться милости от комиссарской власти и вернулся на историческую родину, справедливо полагая, что голова может пригодиться лишь тому, у кого она цела. И там, во Франции, великий князь Дмитрий Павлович познакомил его с мадмуазель Шанель. Эта неординарная во всех отношениях молодая дама духами вообще не пользовалась, поскольку терпеть не могла цветочные ароматы. Но уже настала иная эпоха, химики вовсю экспериментировали с синтетическими альдегидами, устойчивыми, в отличие от натуральных эфирных масел, и абстрактными по характеру. Вот на их основе Эрнест Бо и создал к 1921-му году свой бессмертный, первый синтетический аромат, носящий с тех пор имя несравненной Коко. Он вложил в него холод воспоминаний о военных действиях за полярным кругом в дни солнцеворота и остывшие белые миражи розариев детства. Но это уже совсем другая история.

kmjj

  1. Intar - Вт, 9 Мар 2010 12:40 

    Классная статья. С удовольствием прочитала.
    Хорошие были духи И действительно ассоциируются с СССР.)))
    Спасибо, Марина!

    Ответить

  2. Марина - Вт, 9 Мар 2010 15:26 

    Марина

    О, привет! :)
    Приятно, что не забываешь ко мне заглядывать. Спасибо, Инна! :)

    Ответить

  3. Катерина - Сб, 20 Мар 2010 0:27 

    Сразу вспомнилось детство и мама, она всю жизнь пользовалась одними и теми же духами “Красная Москва”. Носила их в сумке из желто-коричневой кожи.
    Сумка тоже пахла “Красной Москвой” в ней всегда были эти духи и конфеты. Я потом сожгла эту сумку сунув в нее кипятильник, за что была выпорота ремнем.
    Мариша привет! Соскучилась по тебе

    Ответить

    Марина - марта 21, 2010 0:12 

    Марина

    Катя, привет! :)
    Я тебе на мэйл написала. :)

    Ответить

Оставить комментарий