Какой Никита бесогонит?

Никита БесогонВы всё ещё против курса ОПК в школах? – тогда идите сюда.

И соображайте потихоньку, почему вас любой бесогон разведёт как лохов своими понтами.
Потому что учение, блин – свет! А кто втёмную не знает истории собственной культуры, тому так и надо.

Никита Бесогон – апокрифический персонаж византийского средневековья, в народном восприятии слившийся с образом святого Никиты Готфского (который беса в темнице не избивал, сыном царя Максимиана не был, у него совсем другая биография, и вообще он – гот).
Святых с именем Никита несколько, но этот, апокрифический Никита-бесогон, “приписывался” как раз к дню мученика Никиты Готфского (15(28) сентября), отсюда и пошла путаница.
Тем не менее, ещё в византийской традиции текст жития Никиты-бесогона был признан “народным творчеством” и в канон не вошел.
Вопреки утверждениям атеистической пропаганды, апокрифы не обязательно были “запрещённой литературой”, ибо не все они одинаково полезны, но и не все одинаково вредны. Запрещение касалось конкретно использования в богослужении. Оно также означало, что Церковь не считает изложенное в апокрифе правдой.

Из Греции и Болгарии народные книжки про Никину-бесогона попали на Русь. Ничего откровенно еретического по смыслу в них не было – легенда похожа на множество житий реальных святых. Но в дальнейшем сюжет этого апокрифа – Никита, побивающий беса – обрёл на Руси неожиданную популярность вполне языческого толка. Ему молились как главному защитнику от демонов. Известны его изображения не только на иконах, наперсных оберегах-”чертогонах”, но и на нательных крестах, иногда даже не рядом со Спасителем, а вместо оного.
Сегодня “бесогоны” – изделия мелкой металлопластики 11-17 веков – хорошо известны любому “копателю”.

Конечно, простой хрестьянин-русич и вовсе не отличал реального человека Никиту Готфского от персонажа народной сказки. Но “готфский” – это что за слово мудрёное, ничего не говорящее ни уму, ни сердцу? А “бесогон”, “чертогон”, ясное дело – очень полезный святой! Надёжа и благодетель – от демонов-то надо оберегаться!
Привычка иметь на всякую потребу отдельное идолище укоренена в народной культуре и психологии весьма глубоко. Неудивительно, что Бесогон постепенно стал превращаться в “народного божка”, с отдельным личным культом в виде молитв, заговоров и всей прочей атрибутики.
А это уже не безобидное чтиво для пипла – налицо натуральное вредительство в виде опасной ереси.

Патриарх Никон, проводя унификацию богослужебных обрядов и канонов, суеверное поклонение Бесогону, в числе прочего, осудил как языческую ересь вроде кумиротворения. Апокриф запретили, конкретно пояснив непонятливым, что никакого “бесогона” не существует, а святого Никиту Готфского этим словом впредь не называть.

После чего (с 17-го века) образ Никиты-бесогона сохранился лишь в старообрядческом иконописании, где ему придавался особый “антиниконианский” смысл – сей “святой”, отвергнутый “антихристом”-Никоном, как бы восставал на своего гонителя и на “его Церковь” в защиту раскольников как хранителей “древлего благочестия”.

Вроде, Никита Михалков – не старообрядец. Не знаю, кто его духовник, но вряд ли совсем уж безграмотный деревенский батюшка или тайный раскольник. Что же, такой благочестивый православный христианин, такой примерно-набожный барин не испрашивал благословения на открытие своего видеоблога?
Выходит, что – нет, не испрашивал, обошелся без благословения.
Иначе любой священник сразу же объяснил бы ему всю неуместность и двусмысленность задуманного “виртуального самокрещения”.

Из демонстративной набожности Михалкова вышел тройной конфуз.
“Религиозное просветительство масс” обернулось саморазоблачением – с воцерковлённым человеком такого казуса не случилось бы. Хотя бы в святцы заглянуть стоило прежде, чем назначать себе “небесного покровителя”.
Ничтоже сумняшеся объявлять себя гонителем бесов – явление скромности невообразимой. Далеко не все святые при жизни стяжали такой силы благодать.
А смешная лажа с воровской феней – это уже бонус, паче чаяния. Нечувствительность к родному языку подвела. Самодеятельность патамушта. Если ты высокопрофессиональный постановщик и артист – не пиши сам себе слова, обмишуришься!

Комментирование закрыто.